публикации
портфолио
арт деко
цветы
статьи
документы
студия
контакты
Зачем нужен дизайнер интерьера?

Вы можете сами сшить себе платье – но заказанное в швейной мастерской оно будет гораздо выше качеством.

Вы можете постричься сами – но парикмахер пострижет вас лучше.

Вы можете договор, доверенность или другой документ составить сами – но юрист сделает это гораздо правильнее и эффективнее.

Профессиональные услуги не только освобождают вас от временных затрат, они заведомо дают более качественный результат, они сокращают ваши шансы на ошибку и экономят ваши деньги.

Дизайнер - это в первую очередь профессионал. А значит, у него есть соответствующее образование, знания, опыт. Этой профессии, как и любой другой, нужно учиться много лет, да и после окончания учебы дизайнер постоянно получает новую информацию, развивается профессионально, учиться.

Во-вторых, каждый дизайнер в какой-то степени психолог. Он помогает заказчику раскрыть свой характер и выразить его в интерьере, а иногда и скорректировать какие-то черты - например с помощью цвета в интерьере "успокоить" излишне агрессивную личность или же с помощью текстиля и декора создать ощущение уюта и безопасности и помочь нервному человеку достичь расслабления. Дизайнер изучает образ жизни заказчика и на основе этой информации разрабатывает индивидуальный образ помещения, что позволяет сделать жизнь более удобной и комфортабельной, а иногда и сэкономить деньги.

Kроме того, дизайнер - это художник, а значит, у него на многие привычные вещи может быть нестандартный взгляд. Очень часто люди, глядя на работу дизайнера, говорят "Мне бы и в голову такое не пришло" или "Я даже не представлял себе, что такое можно сделать". Вот это и есть показатель дизайнерского типа мышления, ориентированного на реализацию определенных задач. Это вовсе не значит, что у "обычных" людей нет вкуса. Просто их мышление не приспособлено для решения таких проблем, у них другая сфера деятельности. Отчасти это вопрос образования и опыта, а отчасти - призвания и таланта. А талант, как известно, у каждого свой.

Мифы о дизайне интерьера

Никто кроме меня не знает, как я хочу жить.

Безусловно, никто не может сказать вам, как вы хотите жить. Но вот посоветовать, как ваши планы и мечты реализовать наилучшим образом, как ваш дом сделать гармоничным, удобным и уютным пространством – тут дизайнер вам пригодиться. Потому что он владеет некоторыми специфическими знаниями (эргономика, понятие композиции, психология цвета, теория освещения), разбирается в стилях интерьера, знает рынок отделочных материалов, разбирается в технических деталях. Дизайнер создаст эскизы будущего интерьера, по которым вы поймете, будет ли вам комфортно и уютно в вашем новом доме. Задача дизайнера – спроектировать не только и не столько сам интерьер, сколько впечатление, которое он будет производить на хозяина дома и его гостей.

У меня хороший вкус, я сам могу разработать дизайн интерьера.

Многие люди обладают хорошим вкусом, но далеко не все. Не у многих хватит смелости сказать себе «У меня плохой вкус».

Но это и не требуется! Дизайнер интерьера отличается в первую очередь специализированными знаниями и навыками, умением работать в этой сфере. Тем более, что вкус – это дело тонкое, тут важно не столько наличие вкуса, сколько совпадение вкуса заказчики и дизайнера.

Дизайн-проект – это очень дорого, мне это не по карману.

Да, услуги дизайнера интерьера стоят определенных денег. Однако создание дизайн-проекта до начала ремонтных работ позволит вам сэкономить значительное количество средств в ходе ремонта. Вы поймете, хорошо ли смотрится цвет стен еще до того, как купите краску и используете ее. Расчет необходимого количества материалов позволит вам не переплачивать за лишние квадратные метры и килограммы. Вы будете избавлены от переделок, которые неизбежны в ходе ремонта без дизайн-проекта. Да и давать задание вашим строителям и ремонтникам будет гораздо проще, просто передав им чертежи, а не объясняя на пальцах.

Я могу воспользоваться бесплатной консультацией дизайнера в салоне или магазине.

Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Услуги дизайнеров в салонах не бесплатны, просто цена за них включена в цену материала, который вы покупаете. Но дизайнер в салоне не разрабатывает проект вашего дома, как единое целое. Он не сможет вам уделить много времени, у него вряд ли получиться глубоко и индивидуально подойти к каждому клиенту. Kроме того, такой дизайнер будет в первую очередь заинтересован, чтобы вы купили материалы именно в этом магазине. Он ограничен выбором, который предоставляет его салон. При этом в другом салоне вы можете найти что-то более подходящее вам по стилю, цене или качеству.

Мне придется покупать дорогую дизайнерскую мебель, сантехнику, отделочные материалы.

Разработка дизайн-проекта – это совместная работа дизайнера и заказчика. Заказчик на всех этапах контролирует и направляет идеи дизайнера. Он может заранее указать бюджет, в который должен уложиться дизайнер либо в ходе разработки проекта указывать на неподходящие ему по цене предметы мебели или отделки. Дизайнер может предложить вам дорогую мебель или сантехнику, но не может заставить вас купить ее. В этом случае совместными усилиями ищется компромиссный вариант – более дешевый аналог, подходящий по дизайну к общей концепции дизайн-проекта.

Я не хочу платить за дизайн, который может мне не понравиться.

При профессиональном подходе к разработке дизайн-проекта результат просто не может не понравиться заказчику – ведь он рождается в многочисленных консультациях, обсуждениях, совместном просмотре каталогов, журналов, образцов. Если дизайнер качественно и профессионально выполняет свою работу, а заказчик относиться к проектированию серьезно и вдумчиво, то результатом их совместной работы должен стать дизайн помещения, максимально соответствующий нуждам и пристрастиям заказчика.

Kроме того, работа над проектом производится поэтапно. И на каждом этапе требуется акцепт решений заказчиком. В случае, если решение не отвечает вкусам заказчика, согласие на него не будет получено и работа над этим этапом проектирования будет продолжаться.

Польза, прочность, красота

Еще в первом веке до нашей эры древнеримский архитектор Витрувий сформулировал эти простые правила, выраженные всего тремя словами – польза, прочность, красота. Именно эти три понятия являются основой всей архитектуры, как античной, так и современной. Для дизайна интерьера, который находится в неразрывной связи с архитектурой, они также имеют решающее значение.

Что же такого важного в этих словах, которые знакомы каждому? Эти три слова, а точнее их последовательность, являются важнейшими правилами проектирования дизайна интерьера. Их последовательность однозначно указывает, что при проектировании является первоочередным, а что второстепенным.

Польза.

Первоначально для создания любого предмета или интерьера нужна причина, назначение. Современное слово для обозначения этого понятия – функция.

Жилой интерьер создается для того, чтобы в нем жить – спать, есть, отдыхать, общаться, растить детей и прочее. Интерьер офиса создается для того, чтобы работать. Интерьер кафе, ресторана – для принятия пищи. Это и есть функция помещения. И эта функция является собственно целью и причиной создания интерьера, поэтому помещение должно максимально отвечать своей функции.

В современных условиях, когда каждый квадратный метр стоит определенную сумму денег, появилось еще одно понятие – полезная площадь. Особенно оно актуально для небольших квартир, где необходимо каждый квадратный метр пространства использовать с максимальной пользой. Пространство не должно «пропадать», оставаться незадействованным. Даже если это просто коридор, соединяющий комнаты, у него есть своя функция, и она должна выполняться без помех.

Для создания максимально удобного, функционального и полезного пространства используются нормы эргономики. В бытовом понимании они сводятся к размерам основных предметов обихода и расстояний между ними, в которых человек может свободно действовать, перемещаться, реализую функцию помещения. Например, высота сидения стула или табурета, удобная для среднестатистического человека, составляет 45-50 см, а высота письменного стола – 75 см. Это означает, что стул или стол станет неудобным, если его размер будет сильно отличаться от этой цифры. Нормы эргономики могут довольно существенно отличаться в зависимости от географического положения. Например, в скандинавских странах рост среднестатистического человека значительно выше, чем в азиатских. Соответственно и размеры предметов, удобных скандинаву и азиату могут сильно различаться. Kроме того, важно помнить, что эти нормы не являются чем-то жестким, неизменным. Они предназначены для того, чтобы оптимизировать человеческую деятельность, помочь понять, как человеку будет максимально удобно, не проверяя все эмпирическим путем.

Прочность.

После того, как решена функция помещения, его назначение, удобство и эргономичность, возникает вопрос о прочности. Это очень широкое понятие, включающее в себя далеко не только устойчивость конструкции (стен, перекрытий), но и безопасность в пользовании, и определенную степень долговечности.

Устойчивость конструкции помещения трудно переоценить, собственно весьма распространенным является мнение, что такая прочность даже важнее пользы помещения. Это спорный вопрос, так как помещение, не имеющее цели, функционального назначения, не полезно, оно просто не нужно, каким бы прочным оно ни было.

Устойчивость конструкции является в большей степени категорией архитектуры, чем дизайна интерьера, но при перепланировке помещений не может остаться неучтенной. То же самое касается и безопасности в пользовании. Многочисленные нормативные акты регулируют безопасность архитектуры и интерьеров – пожаробезопасность, экологичность, гигиеничность. Соответствующие инстанции контролируют работу проектировщиков, не позволяя создавать опасные для жизни бытовые ситуации. Иногда может показаться, что эти нормативы слишком уж строгие и нет иной причины их выполнять, кроме угрозы быть оштрафованным соответствующей инстанцией. Но такое впечатление ошибочно. Kак сказал один водитель «Правила дорожного движения написаны кровью». По отношению к нормам строительства это может и слишком сильное высказывание, но все же я рекомендую с вниманием относиться к ним, во избежании риска для себя и своих близких.

Собственно, эргономичность тоже имеет прямое отношение к безопасности, так как предметы, неудобные в обращении, могут нанести существенный вред здоровью человека. Неудобно открывающаяся дверь может ударить в самый неподходящий момент, легко стукнуться головой об неудобно висящую полку и так далее.

В мире промышленного производства господствует мода, поэтому долговечность вещей и интерьеров постепенно отступает на второй план. Но все же каждая техника, мебель, покрытие должны служить определенный срок, адекватный их цене. Опять же, недолговечная, а значит подверженная поломке вещь, может представлять опасность для ее пользователя.

Kрасота.

И, наконец, последним правилом проектирования интерьера является красота, декоративность, гармоничность внешнего вида. Значение этого критерия, как правило, переоценивается, ведь первое, что человек замечает, входя в помещение – это именно внешний вид помещения, а не его удобство или безопасность. Это и породило повсеместное в современном мире легкое отношение к профессии дизайнера. Человек видит помещение или его изображение, это в первую очередь цвета и материалы, их гармоничное сочетание. И ему кажется, что создать такой интерьер проще простого, что любой обладающий хорошим вкусом человек на это способен. Внутреннее же наполнение интерьера, состоящее из его пользы и прочности, остается для него незамеченным.

Зачастую также людям свойственно делать свой выбор, руководствуясь в первую очередь внешним видом вещи, или даже только внешним видом. Kак часто можно услышать, особенно из уст женщины – ой, какая прелесть, я это хочу. Но, наверное, каждому в жизни довелось купить красивую, но неудобную пару обуви и оценить, насколько в повседневной жизни польза и прочность превалируют над красотой.

Если речь идет о покупки промышленно произведенной вещи, то особенно беспокоиться не стоит. Любая вещь промышленного производства уже является более или менее прочной и полезной, это основа промышленного дизайна. Безусловно, степень функциональности и качества вещи сильно зависит от производителя.

Но при проектировании среды обитания человека, а особенно жилого пространства, ни в коем случае нельзя приносить пользу и прочность в жертву красоте. Это не значит, что в интерьере следует отказаться полностью от декора и проектировать только скучные утилитарные вещи практичных серых расцветок. Но декоративность не должна превалировать над функциональностью и конструктивной устойчивостью. Ни одна скульптура, даже самая красивая, не должна мешать свободному передвижению в помещении. Ни один светильник, как бы сильно он вам не нравился, не должен ослеплять. Ни один предмет в помещении не должен доставлять неудобство или представлять опасность.

Однако пренебрегать красотой тоже нельзя. Декор является важной составляющей дизайна, он оживляет скучные и утилитарные предметы, придает им индивидуальность. Декор – это то, что вызывает эмоции, а значит, оставляет наибольшее впечатление, лучше всего запоминается.

Таким образом, эти три древних правила, примененные в верной последовательности, помогут сделать любой интерьер радующим глаз и душу, приносящим расслабление уму и телу, независимо от того, в каком стиле вы хотите его оформить. Правила древнеримского архитектора помогут создать то, что сегодня так высоко цениться – уютный и красивый дом.

назад