публикации
портфолио
арт деко
цветы
статьи
документы
студия
контакты
Основные этапы работы над дизайн-проектом

Первая консультация

В совместной работе дизайнера интерьера и заказчика первая встреча является одним из наиболее важных этапов. Важно определить, насколько серьезно заказчик относится к будущему сотрудничеству, определился ли он в своих пристрастиях и пожеланиях, насколько готов доверять выбранному профессионалу. Очень важно, чтобы дизайнер как можно более полно представил себе образ жизни заказчика, создал его психологический портрет и даже понял его характер. Ведь именно характер и образ жизни являются определяющими факторами при разработке индивидуального дизайн-проекта.

Очень хорошо, когда к первой встрече с дизайнером заказчик уже имеет представление о том, какой результат он хотел бы получить. Можно принести вырезки из журналов с фото понравившихся интерьеров или, наоборот - с категорически неприемлемыми вариантами.

Необходимо предоставить дизайнеру также техническую документацию (инвентаризационный план помещения, квартиры или дома), описать состояние инженерных коммуникаций (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции).

Во время первой консультации заказчику будет предложено заполнить «Техническое задание на разработку дизайн-проекта». Этот документ является отправной точкой при разработке дизайн-проекта помещения. В нем указаны основные требования к будущему интерьеру по функциональности, стилистике, цветовому решению. Техническое задание может заполняться во время консультации с дизайнером или дома. Можно скачать техническое задание в электронной форме и на первую консультацию принести уже заполненным.

Разработка эскиза

В идеале после первой встречи у дизайнера должен сложиться некий образ, который он сможет облечь в понятную визуальную форму. Возможно, для этого понадобится больше, чем одна встреча.

После того, как дизайнеру станут понятны ваши пожелания, начинается собственно процесс проектирования дизайна интерьера - создание неповторимого образа помещения. В результате этого процесса вы получаете так называемый эскизный проект - план помещения с расстановкой мебели, а также эскизы помещений в перспективе и цвете - компьютерные визуализации либо акварельные наброски. В зависимости от договоренности с дизайнером вам могут быть представлены несколько возможных вариантов.

Создание дизайн-проекта

После того, как эскизный проект утвержден, наступает довольно длительный период проектирования. В процессе потребуется несколько встреч дизайнера с заказчиком для уточнения концепции освещения, размещения электро- и сантехнического оборудования, а также выезды в магазины для выбора конкретных отделочных материалов, образцов мебели и осветительных приборов. Параллельно ведется работа по разработке встраиваемой мебели (кухни, встроенных шкафов) и мебели по индивидуальному проекту, если таковая запланирована. В итоге этой работы заказчик получает дизайн-проект в двух экземплярах – это комплект всех необходимых чертежей, спецификаций и пояснительных документов – по которому будет осуществляться воплощение дизайна интерьера в жизнь.

Авторский надзор

Авторский надзор дизайнер осуществляет совместно с заказчиком, контролируя соответствие строительных работ дизайн-проекту. Для этой цели потребуется несколько выездов на объект. При этом дизайнер не несет ответственность за качество выполняемых строительных работ, а лишь за их соответствие проекту.

Декорирование интерьера

Kогда все ремонтные и отделочные работы закончены, плитка и ламинат уложены, стены покрашены и установлено сантехническое оборудование, начинается процесс декорирования интерьера. Он включает в себя покупку мебели и светильников, подбор текстиля (штор, жалюзи, покрывал), выбор картин или фотографий, элементов декора. Очень часто этот этап работы происходит параллельно с авторским надзором, сокращая, таким образом, время до сдачи готового объекта.

Оплата разработки дизайн-проекта

Схема оплата работы дизайнера разработана таким образом, чтобы обеспечить максимальный комфорт и гарантии обеим сторонам – и дизайнеру, и заказчику. Для этого работа условно разделена на несколько этапов, по окончанию каждого из которых дизайнер передает готовую документацию заказчику, а заказчик оплачивает работу дизайнера по этому этапу. Таким образом, обе стороны защищены – дизайнер получает оплату за конкретную работу, заказчик за свои деньги получает конкретные документы.

Этапы разработки дизайн-проекта могут отличаться в зависимости от специфики проекта. Стандартно дизайн-проект разбивается на следующие этапы:

1. Разработка общей концепции, эскизов (перепланировка и расстановка мебели, размещение светильников, визуализации основных помещений) – 55% от общей стоимости проекта;
2. Разработка окончательных визуализаций всех помещений (за исключением вспомогательных – кладовых, постирочных, гардеробных и проч.) – 15% от общей стоимости проекта;
3. Разработка технических чертежей (планов перепланировки, размещения оборудования, раскладки материалов покрытия и проч.) - 15% от общей стоимости проекта;
4. Разработка сопровождающей документации (спецификации отделки, предметов мебели, светильников, пояснительная записка) - 15% от общей стоимости проекта.

Очень часто возникает вопрос со стороны заказчика, почему первый этап (разработка эскиза) настолько дороже остальных этапов проектирования. Здесь необходимо небольшое пояснение.

При заказе дизайн-проекта, заказчик приобретает два «продукта» - оригинальную идею для своего интерьера и пакет технической документации, позволяющий эту идею реализовать. Идея, общая концепция интерьера, разрабатывается как раз в ходе первого этапа проектирования, кроме того, она является продуктом творческого мышления дизайнера. Поэтому и стоимость первого этапа составляет больше половины от общей стоимости проекта. Оплата авторского надзора и этапа декорирования интерьера осуществляется отдельно и рассчитывается почасово.

Дизайн-проект и его состав

Возможны две комплектации дизайн-проекта – эскизный и полный:

Эскизный дизайн-проект включает в себя:
- План помещения с расстановкой мебели;
- План потолка с расположением осветительных приборов;
- Цветные эскизы (визуализации) с приблизительным подбором мебели;
- Описание, общие рекомендации.

Полный дизайн-проект включает в себя:
- Обмерочный план (по необходимости);
- План перепланировки с привязкой внутренних стен и сантехнических выводов;
- План помещения с расстановкой мебели;
- План геометрии потолка (по необходимости);
- План потолка с расположением осветительных приборов и выключателей;
- План помещения с привязкой электроприборов и розеток;
- План покрытий пола с раскладкой плитки или рисунком покрытия;
- Развертки стен с рисунком покрытия (по необходимости);
- Таблица отделки помещений;
- Спецификация внутренних дверей с эскизами;
- Спецификация мебели с эскизами (по необходимости);
- Спецификация сантехнического оборудования;
- Спецификация светильников;
- Описание - стилевое решение, цветовая гамма, декор и пр.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Состав работ :
1. Альбом документации РП (Рабочий Проект)
2. Выбор отделочных материалов
3. Выбор предметов интерьера
4. Работа с поставщиками отделочных материалов и предметов интерьера
5. Работа со смежными специалистами, координация всех проектов
6. Работа с подрядчиками

В альбом документации входят подробные чертежи – планы, развертки, узлы, детали; а также ведомости отделочных материалов и предметов интерьера (таких, как светильники, розетки, выключатели, мебель корпусная, мебель мягкая, мебель встроенная, сантехническое оборудование, сантех. фурнитура – крючки, полотенцедержателия, ершики, бумагодержатели и др., полотенцесушители, оконные и дверные блоки, изделия по индивидуальному проекту – экраны радиаторов).

В ведомостях указывается наименование товара (отд. материала, предмета интерьера), место его применения и количество без учета запаса – необходимый запас учитывает поставщик при осмечивании. Ведомости нужны для того, чтобы максимально точно составить смету, план расходов. Для того, чтобы купить нужное количество – потому, что при «докупании» получается товар из другой партии, который может отличаться по цвету или размеру. Или могут вообще снять нужное наименование с производства. Или может закончиться на складе и придется искать по всей Москве или заказывать. А если нужное так и не найдется – придется покупать весь комплект новый, а старый попытаться сдать. Кроме того, наличие ведомостей исключает таинственные исчезновения материалов со стройки – если посчитано десять рулонов обоев и куплено десять, значит точно хватит. Если подсчитывает количество материала подрядчик, то у него есть возможность сильно перезаложиться. В ведомостях указывается точное наименование товара с артикулом – поэтому исключается возможность покупки чего-то неподходящего. Допустим, в случае со встроенными светильниками можно ошибиться на глубине встраивания – она разнится от 70мм до 200 и более. Нужная глубина встраивания светильника выбирается исходя из глубины запотолочного пространства, которая, в свою очередь, зависит не только от дизайна потолка, но и от расстояния от плиты перекрытия до оконной перемычки. Это только один из многих нюансов, которые учитываются в Рабочей Документации.

На чертежах указаны вертикальные и горизонтальные привязки и габариты оборудования, его наименования и количество для:

1. гарантии эргономичного использования оборудования (что розетка или выключатель не окажутся за шкафом или под кроватью, что одну дверь возможно открыть только при закрытой другой, что в душевую кабину возможно попасть только перешагнув через унитаз и т.п.)

2. экономии времени при монтаже (подрядчик по чертежу прочитает, куда какой вешать светильник, куда какой ставить шкаф, в какие места монтировать розетки и выключатели с красивыми рамками по 5 евро, а куда – с простыми по 1 евро, куда какой унитаз ставить и т.п.) – когда по всей квартире 25 групп розеток а перед монтажником лежит груда розеток, часть из которых влагозащищенные, часть с заземлением, часть с крышкой и к этим розеткам еще 40 рамок, которые различаются по цвету и количеству гнезд – монтажнику самому все равно, чего куда ставить. И ему все равно, что Хозяин на работе и занят другими делами. Монтажник будет звонить и спрашивать – куда что ставить. В случае наличия проекта и автора проекта – монтажник будет звонить автору проекта, если не сможет разобраться по чертежу сам.

3. композиционного размещения оборудования на стене и потолке – если под выключателем стоит регулятор теплого пола, то они должны располагаться на одной оси. Если над диваном располагаются две бра, то они должны быть симметричны относительно середины дивана (соответственно, и диван нужно будет покупать такого размера, чтобы он правильно встал относительно этих бра)

4. исключения ошибок – есть параметры, которые на первый взгляд кажутся несущественными, например – 5-10 см в размере дивана или стола, тип источника света, в какую сторону делать нахлест при оформлении угла плиткой, 5 миллиметров в стяжке пола, 10мм в ширине дверного наличника или толщине плинтуса и т.п. Однако, если купить диван в гостиную на 10 см больше и сделать чуть шире барную стойку, то барный стул уже не поместится. Не все источники света можно сажать на диммер. Для санузлов встроенные светильники должны обладать определенным значением IP. При раскладке плитки за счет правильного нахлеста на углу возможно сделать лучшую подрезку с другой стороны, или добиться целого числа плиток. А известно ли Вашим подрядчикам, как правильно оформлять стыки напольных материалов, и как привязать напольную плитку к дверному полотну? А чего стоят сбитые пальцы Ваших ног, которые непременно будут такими, стоит ошибиться в стяжке на 5 мм? А если купить наличник для двух дверей чуть шире, то его придется подрезать по всей длине – он потеряет товарный вид. А если купить модный высокий плинтус, а его край как раз придется на 10 мм выше, чем нижний край розеточной рамки? А если в ванную встроить обычные светильники, а сосед сверху забудет закрыть кран – тогда короткое замыкание. А еще – у карнизной подсветки есть «балласты», которым нужно место. А еще у такой подсветки есть определенные типоразмеры.

Рабочий Проект – это задание на строительные работы и осмечивание.

Кроме того, при самостоятельном выборе отделочных материалов и предметов интерьера велик риск получить как результат склад красивой мебели или интерьер в стиле «надену все лучшее сразу» - и это не зависит от чувства вкуса. Многие могут оценить красивые вещи, но не многие умеют их проектировать и делать. Интерьер – это не набор красивых вещей, интерьер – сам вещь.